Геология – наука для будущего, поэтому иногда не стоит рассчитывать на быстрый эффект. Зато новые месторождения полезных ископаемых открывают серьезные перспективы для последующих поколений. Отсюда одна из главных и актуальных задач, поставленных перед отраслью, – знать, чем богата земля, где мы живем. Впрочем, специалисты РУП «НПЦ по геологии» о полезных ископаемых страны, их месторождениях знают практически все. И в корне не согласны со стереотипом, что недра Беларуси пустуют, уверяя в обратном: ресурсный потенциал у нашей страны неплохой. Все зависит от того, насколько эффективно он будет задействован, акцентировала заместитель генерального директора по геологии НПЦ по геологии Галина Качанко.
БЕЛАРУСЬ в полном объеме обеспечена запасами калийной и каменной соли, цементного сырья, стекольных и формовочных песков, строительного камня. Есть у нас и запасы углеводородов. А совсем недавно белорусские геологи открыли новый вид полезных ископаемых – базальты. Доказана промышленная значимость Новодворского месторождения с балансовыми запасами базальтов свыше 83,2 миллиона тонн, которое находится в Пинском районе. Их можно использовать для производства базальтовых волокон, армирующих и композитных материалов, применять в авиационной промышленности, а также в производстве теплозвукоизоляционных, жаростойких, огне- и кислотоупорных материалов. Это поможет нам уйти от импортного сырья, объем потребления которого за последние два года превысил 200 тысяч тонн на сумму свыше четырех миллионов долларов. Поэтому геологи продолжат поиски для выявления новых месторождений, создания минерально-сырьевой базы базальтового сырья, и тогда можно поднимать вопрос о строительстве масштабного предприятия по переработке базальтов. Что, впрочем, резонно: у всякого инвестпроекта должны быть потенциал и перспектива.
Заведующая геологическим музеем НПЦ по геологии Елена Муратова знакомит с экспонатами музея. Один из них – песчаник розовый из Каменецкого района.
Новый вид полезных ископаемых — базальты — открыли белорусские геологи
– В нынешней пятилетке продолжатся региональные работы по повышению уровня геологической изученности востока страны для создания современных геологических карт нового поколения в цифровом формате. Геолого-съемочные работы в Беларуси не выполнялись более 30 лет. Карты, изданные еще в советское время, в определенной степени себя исчерпали. Обычная переоцифровка неактуальна: нам важно получить свежие данные, в том числе с учетом всех работ, которые проводились на конкретном участке. Работа кропотливая, но чем больше мы знаем, тем выше вероятность открытия новых месторождений, — подчеркнула Галина Качанко.
А вот и главный герой нашей публикации – базальт!
Именно благодаря подобным тщательным исследованиям был выявлен Гомельско-Добрушский магматический узел. Шансы найти благородные металлы — серебро, золото — здесь высоки, так как кларковые числа этих элементов значительно превышают их среднее значение. Галина Борисовна спешит уточнить: мало выявить полезные ископаемые, нужно подобрать оптимальную технологию, которая была бы дешевой и простой в применении и при этом давала максимум извлечения элемента, а также просчитать, чтобы затраты на добычу не превышали стоимость металлов на рынке.
СПЕЦИАЛИСТЫ «НПЦ по геологии» занимаются не только полезными ископаемыми. Одна из сильных сторон – гидрогеология. Заместитель директора по науке филиала «Институт геологии» НПЦ по геологии Ольга Васнева рассказала об Информационно-аналитическом центре мониторинга подземных вод, где исследуется их состояние как в естественных, так и нарушенных условиях. По всей стране пробурено порядка 350 скважин наблюдения с учетом геолого-гидрологических условий и рельефа.
Главный геолог геолого-съемочного отряда геофизической партии филиала «Белорусская комплексная геологоразведочная экспедиция» Владимир Моисеенко.
– На протяжении последних лет мы наблюдаем падение уровня подземных вод по большей части Беларуси. Это обусловлено климатическими условиями, количеством осадков, мягкими, бесснежными зимами. Впрочем, наблюдения показывают, что подземных вод достаточно. Дело в том, что восполнение, с одной стороны, идет через осадки. С другой, воды могут подтягиваться из рек и озер, если водозабор расположен в непосредственной близости. То есть срабатывает закон сообщающихся сосудов. Что касается качества подземных вод, оно удовлетворительное, несмотря на то, что влияет ряд факторов – природных и антропогенных. Но это не повод для самоуспокоения. Нельзя забывать, что мониторинг — явление не разовое. Чем больше наблюдений, тем больше будет объективных данных, тем легче будет анализировать ситуацию и тем проще спрогнозировать нетрадиционные ситуации с подземными водами и дать рекомендации по минимализации последствий, — резюмировала Ольга Васнева.
К слову, в предстоящие пять лет сотрудники филиала займутся исследованием территории отчуждения. Ранее там действовал геологический пост, но по понятным причинам он был закрыт. Сейчас в планах восстановить его работу, чтобы возобновить мониторинг и оценить, насколько сильно изменилась ситуация, особенно в плане подземных вод. Это будет интересно нам и полезно для будущих поколений.