ПАМЯТКА
об основных нормах антикоррупционногозаконодательства РеспубликиБеларусь
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2006 г. N 165-З
О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
(выдержки)
Статья 1.
Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе
Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к немулицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с нимвозможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в видеуслуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкупгосударственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лицапутем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещанияпреимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное илиприравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержалисьот их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.*
Близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья исестры, дед, бабка, внуки.
Члены семьи – супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно и ведущие общеехозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом.
Свойственники – близкие родственники супруга (супруги).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять нанадлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых)обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении другихдействий по службе (работе).
Статья 18-1.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица
Государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, внепосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов иливозможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной формезаявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения другихдействий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов.Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод иписьменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе(работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатахрассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководительинформирует руководителя государственного органа, иной организации.
Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновенииили возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по егопредотвращению или урегулированию.
В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель государственногооргана, иной организации вправе:
дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер попредотвращению или урегулированию конфликта интересов;
отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе),вызывающих или могущих вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;
перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновениеконфликта интересов, на другую равнозначную должность;
поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в томчисле временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в целях предотвращения конфликта интересовили возможности его возникновения;
принять иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Государственное должностное лицо, руководитель, в непосредственной подчиненности которого ононаходится, руководитель государственного органа, иной организации, допустившие нарушениетребований, предусмотренных настоящей статьей, несут ответственность в соответствии сзаконодательными актами Республики Беларусь.
Требования, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на участников отношений,регулируемых законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающими порядок уголовного,административного процесса, конституционного, гражданского судопроизводства, судопроизводства вхозяйственных судах.
Статья 20.
Правонарушения, создающие условия для коррупции
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий вдеятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг егополномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;
оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерногопредпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованныхльгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положенияпри решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если этоне связано со служебной деятельностью;
участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых ииных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственныесекреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполненииим служебных (трудовых) обязанностей;
отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информациифизическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотренозаконодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление илипредоставление неполной либо недостоверной информации;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических илиюридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотренозаконодательством Республики Беларусь;
нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересахустановленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращенийфизических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим илиюридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельностилибо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотренозаконодательными актами Республики Беларусь;
нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством РеспубликиБеларусь;
требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка еепредоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.
Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собойответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 21.
Коррупционные правонарушения
Коррупционными правонарушениями являются:
вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещанияпреимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие приисполнении служебных (трудовых) обязанностей;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещанияпреимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие приисполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательствомРеспублики Беларусь оплаты труда;
предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицулибо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства,обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие приисполнении служебных (трудовых) обязанностей;
действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либоиностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целяхнезаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственнымдолжностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любойдеятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностраннымдолжностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнениемслужебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведениипротокольных и иных официальных мероприятий;
принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом втуристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридическихлиц, за исключением следующих поездок: по приглашению супруга (супруги), близких родственниковили свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами РеспубликиБеларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами РеспубликиБеларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующихгосударственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц,если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого;осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управлениядля участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях засчет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамкахуставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счетзарубежных партнеров;
передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственныморганизациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственнойсобственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебныхинтересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества,находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательстваРеспублики Беларусь;
использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получениякредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собойответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 23.
Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции
Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образомспособствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.
Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близкимродственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что вотношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или поврежденияимущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер пообеспечению безопасности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 24.
Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества
или стоимости незаконно предоставленных услуг
Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь ипоступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица,подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когдагосударственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.
Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к немулицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи сисполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по местуслужбы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имуществаосуществляются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
При невозможности возврата имущества и сдачи его по месту службы (работы) государственноедолжностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить вреспубликанский бюджет стоимость услуг, которыми оно неправомерно воспользовалось, путемперечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь.
Члены семьи государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе приниматьимущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иныепоездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости отэтого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной(трудовой) деятельностью.
Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученноечленами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить егостоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путемперечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь. Денежные средства, предоставленные в нарушениезаконодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет членов семьигосударственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению вреспубликанский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному илиприравненному к нему лицу стало об этом известно.
В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольносдать незаконно полученное им или членами его семьи имущество либо возместить его стоимость илистоимость услуг, незаконно полученных им или членами его семьи, при отсутствии признаковпреступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доходгосударства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу скоррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в судвправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным илиприравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическимиммунитетом.
Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией снарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственнымиорганами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, астоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, – перечислению в республиканский бюджет.
Статья 25.
Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений,
создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений
Решения, принятые в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, иликоррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной организациейили должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственныморганом, иной вышестоящей организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по искугосударственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.
Физическое или юридическое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результатепринятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном порядке.
Статья 26.
Меры правовой защиты лиц, которым причинен вредсовершением правонарушения,создающего условия для коррупции,или коррупционного правонарушения
Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, иликоррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актамиРеспублики Беларусь.
По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения,создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливаетсядесятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.
ПЕРЕЧЕНЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(с 1 января 2011 г.)
Статья Уголовного кодекса Республики Беларусь |
Характер преступления |
статья 210 | Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями |
части 2 и 3
статьи 235 |
Легализация («отмывание») материальных ценностей,приобретенных преступным путем, совершенная должностнымлицом с использованием своих служебных полномочий |
статья 424 | Злоупотребление властью или служебными полномочиями
|
статья 425 | Бездействие должностного лица
|
части 2 и 3 статьи 426 | Превышение власти или служебных полномочий, совершенное изкорыстной или иной личной заинтересованности |
статья 429 | Незаконное участие в предпринимательской деятельности
* Субъектами данного преступления являются только лица,находящиеся на государственной службе |
статья 430 | Получение взятки |
статья 431 | Дача взятки |
статья 432 | Посредничество во взяточничестве |
статья 455
(воинские преступления) |
Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействиевласти |
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 июля 1999 г. N 275-З (выдержки)
Глава 24
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 210.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями*
1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом сиспользованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебнымиполномочиями), -наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафомили без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группойлиц по предварительному сговору, -наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью илилишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупномразмере, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенныеорганизованной группой либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок отпяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью.
*Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществомили правом на имущество с корыстной целью.
Хищение признается совершенным повторно, если ему предшествовало другое хищение или какое-либоиз следующих преступлений: хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ(статья 294), хищение радиоактивных материалов (статья 323), хищение наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327), хищение сильнодействующих или ядовитыхвеществ (статья 333).
Крупным размером в настоящей статье признается размер на сумму, в двести пятьдесят и более разпревышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особокрупным размером – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, совершившее хищение имущества юридического лицапутем злоупотребления служебными полномочиями в сумме, не превышающей десятикратного размерабазовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена,медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР.
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой статьи 210, если оно явилось сповинной, активно способствовало выявлению преступления и полностью возместило причиненныйущерб, освобождается от уголовной ответственности.
Глава 25
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 235.
Легализация («отмывание») материальных ценностей,
приобретенных преступным путем*
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами илииным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанныхматериальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательскойили иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения,местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанныхматериальных ценностей или соотносимых с ними прав -наказываются штрафом, или лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, илилишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебныхполномочий, либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от четырех досеми лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенныеорганизованной группой, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет сконфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
* Особо крупным размером в настоящей статье признается размер на сумму, в тысячу и более разпревышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Исполнитель преступления, посредством которого приобретены материальные ценности, не подлежитуголовной ответственности за деяния, указанные в настоящей статье, в случае приобретения им такихматериальных ценностей в результате совершения:
1) преступлений, предусмотренных статьями 225 (невозвращение из-за границы валюты), 231 (уклонение от уплаты таможенных платежей), 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов)настоящего Кодекса;
2) иных преступлений, если он не использовал такие материальные ценности для осуществленияпредпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Лицо, участвовавшее в легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступнымпутем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило осодеянном и способствовало выявлению преступления.
Глава 35
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ*
Статья 424.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями
1. Исключена.
2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или инойличной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшеепричинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересамграждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью илислужебными полномочиями), -наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафомили без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом,занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению илиприватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, -наказываютсялишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 425.
Бездействие должностного лица
1. Исключена.
2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или инойличной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенныхна него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшееневыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственнойподдержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законныминтересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностноголица), -наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом,занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, -наказываются лишениемсвободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 426.
Превышение власти или служебных полномочий
1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав иполномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере илисущественного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественныминтересам (превышение власти или служебных полномочий), -наказывается лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишениемсвободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личнойзаинтересованности, -наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или безштрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом,занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленноесовершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий,предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшеголибо применением оружия или специальных средств, -наказываются лишением свободы на срок от трехдо десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 430.
Получение взятки
1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретениевыгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым имдолжностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решениевопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающеговзятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или моглосовершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), -наказываютсяограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет сконфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительномусговору, либо в крупном размере -наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет сконфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранеесудимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особокрупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 431.
Дача взятки
1. Дача взятки -наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок дошести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пятилет.
2. Дача взятки повторно либо в крупном размере -наказывается ограничением свободы на срок до пятилет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432настоящего Кодекса, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискациейимущества или без конфискации.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении егоимело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило осодеянном.
Статья 432.
Посредничество во взяточничестве
1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя(посредничество во взяточничестве) -наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, илиограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебныхполномочий, либо при получении взятки в крупном размере, -наказывается арестом на срок от трех дошести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок дошести лет.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления,предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особокрупном размере -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получениивзятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действийдобровольно заявил о содеянном.
* Крупным размером (ущербом в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер(ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины,установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупномразмере) – в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины.
Не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное в качестве взятки лицами:
1) оказавшимися в состоянии крайней необходимости, в силу чего была дана взятка;
2) которые до передачи предмета взятки добровольно уведомили органы уголовного преследования овымогательстве взятки и в дальнейшем способствовали изобличению получателя взятки.
Преступления, предусмотренные статьями 430, 431, 432 настоящего Кодекса, признаются совершеннымиповторно, если им предшествовало совершение любого из перечисленных преступлений.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ*
21 апреля 2003 г. N 194-З
Глава 9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ,
ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 9.6.
Отказ в предоставлении гражданину информации
Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленномпорядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законныеинтересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, если в этихдеяниях нет состава преступления, -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовыхвеличин.
Статья 9.13.
Нарушение законодательства об
обращениях граждан и юридических лиц
Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц -влечет наложение штрафа вразмере от четырех до двадцати базовых величин.
Статья 9.26.
Нарушение законодательства об административных процедурах
Требование руководителем государственного органа, иной организации или работникомгосударственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций,представления гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами дляосуществления административной процедуры документов и (или) сведений, не предусмотренныхзаконодательством, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представлениядокументов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, сроковосуществления административной процедуры, а равно неправомерное взимание платы заосуществление административной процедуры -влекут наложение штрафа в размере от четырех додесяти базовых величин.
Глава 10
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 10.5.
Мелкое хищение
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебнымиполномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое
хищение -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин илиадминистративный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административноговзыскания за такие же нарушения, -влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесятибазовых величин или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, непревышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния,за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусьили СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратногоразмера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищенияордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения,совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади,находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Глава 23
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ
ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья 23.81.
Незаконное делегирование полномочий на государственное регулирование
предпринимательской деятельности либо на контроль за ней
Незаконное делегирование должностным лицом полномочий на государственное регулированиепредпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такуюдеятельность, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Статья 23.82.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателяили юридического лица, а равно неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специальногоразрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо нарушение срока ипорядка выдачи такого специального разрешения (лицензии), либо противозаконное ограничение ихправ и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность,совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, если в этих деянияхнет состава преступления, -влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовыхвеличин.
Статья 23.83.
Нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов
Нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом,установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действияхнет состава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов,ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 23.84.
Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
1. Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лицабезвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов -влечетналожение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуальногопредпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин.
2. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о еепредоставлении, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, ана индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин.
3. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательнымиактами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, -влечет наложение штрафа вразмере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо совзысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовыхвеличин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо – додвухсот базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости.
4. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи нацели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами,либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, -влечет наложение штрафа в размереот ста до ста пятидесяти базовых величин.
*Административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.6, 9.13, 9.26, 10.5, 23.81, 23.82, 23.83, 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, являются правонарушениями, связанными с коррупцией, лишь в том случае, если они имеют признаки коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для коррупции,установленные статьями 20 и 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
Представленный перечень административных правонарушений, связанных с коррупцией, не является исчерпывающим.